Действительно ли сайт это инструмент бизнеса? Как создать сайт? Как сделать его эффективным? С чего начать?
Попробую ответить на эти вопросы.
Если вы действительно хотите сделать сайт инструментом, то к его разработке нужно подойти ответственно. Разработка сайтов и мобильных приложений, как инструментов бизнеса задача непростая.
Прежде всего ответьте на вопрос: для чего вам нужен сайт? Какие бизнес-задачи он должен решать? Именно бизнес-задачи!
Затем определитесь с тем, что вы хотите его посетителю рассказать о своей компании. Список вопросов на которые может ответить сайт достаточно большой: Кто мы? Что делаем? Для кого? Почему? Каким образом? Что продаём? Что продаём конкретно? Каковы преимущества? Сколько стоит? Какова выгода? Как связаться? Где находимся? Время работы? Способы оплаты? Способы доставки? Есть ли интерес к этому товару (услуге)? Что мы предложим авторизованным (зарегистрированным) пользователям? Для чего нужна регистрация?
Вернёмся к вопросу: для чего вам нужен сайт?
Самая расхожая фраза о сайтах звучит так: «Сайт компании — эффективный инструмент по привлечению новых клиентов». А это не совсем верно! Сайт компании решает те задачи, которые перед ним ставит его владелец. И эти задачи могут быть разными:
- повышение лояльности существующих клиентов;
- техподдержка;
- презентация, продвижение, продажа товара;
- проверка идеи или гипотезы стартапа;
- портал для общения внутри компании;
- организация дополнительного канала сбыта для производителя;
- организация удалённой работы в компании;
- продвижение розничной торговой точки;
- личные кабинеты для клиентов компании;
- личные кабинеты для сотрудников компании;
и многие другие.
Сайт — это инструмент для достижения конкретных бизнес-целей и решения конкретных бизнес-задач и должен отражать суть бизнеса, продукта или услуги. При необходимости сайт может быть встроен в бизнес-процесс компании.
Не пытайтесь сразу объять необъятное заложив все ответы в громоздкой структуре! Сайт — это динамическая структура, которую можно делать блоками подключая новые и убирая устаревшие. На первом этапе постарайтесь сузить задачи, которые нужно решать, выделив основные. Ранжируйте задачи в зависимости от важности того, что вы хотите решить с помощью сайта. Так же ответьте на вопросы, заданные выше и ранжируйте ответы на них в зависимости от того, что вы хотите донести до посетителя или пользователя сайта. Это поможет подобрать тип сайта и разработать его структуру.
Ниже приведу некоторые типы сайтов в зависимости от решаемых ими задач.
Задача сайта: знакомство с компанией, информирование об её услугах, продвижение в определённой целевой аудитории. Такой сайт должен прежде всего отвечать на вопросы: «Кто мы?», «Что делаем?», «Для кого?». Если добавить к ним «Почему мы это делаем?» то получиться то, что в PR называют миссией, если «Каким образом мы это делаем?» — возникнет философия компании. Обычно сайт, решающий такую бизнес задачу, называют сайт-визитка.
Задача: продвижение розничной торговой точки. Сайт прежде всего должен отвечать на вопросы: «Кто мы?», «Что продаём?», «Сколько стоит?», «Где находимся?», «Время работы?». Сайт обязательно должен содержать географическое месторасположение на карте или схеме прохода (проезда). Основная задача такого сайта увеличивать пешеходный трафик в вашу торговую точку. При этом система продаж товаров или услуг компанией: «онлайн просмотр — оффлайн покупка». Можно собрать такой сайт на движке интернет-магазина.
Сайт для продаж какого-нибудь конкретного товара или услуги. Сайт одного целевого действия. Сразу напрашивается лендинг: целевая страница (landing page — «посадочная страница»). Задачей такой веб-страницы является сбор контактных данных целевой аудитории, заинтересовавшейся в описываемой на ней товаре или услуге. Данные (лиды) в дальнейшем используются для обратной связи, продаж, усиления эффективности рекламы, увеличения аудитории, для конвертации посетителя в покупателя или клиента компании.
Сайт для онлайн продаж ассортимента товаров (услуг) — это, конечно же интернет магазин. Если раньше интернет магазин ассоциировался с большим каталогом товаров в интернете, то сейчас всё больше сайтов по типу интернет магазина занимаются продажей услуг.
Сайт для проверки гипотез стартапа, тестирования новой идеи, нового бизнеса — делается посадочной страницей.
Сайт для организации удалённой работы в компании. Реализуется при помощи корпоративного портала или CRM системой или личными кабинетами на сайте.
Сайт техподдержки пользователей обычно делают как страницу поддержки (Help Desk) с авторизацией в личном кабинете в котором по принципу одного окна можно задать вопросы и самостоятельно отследить статусы их решения. Для подачи обращения необходимо зарегистрироваться и (или) войти в свой аккаунт.
Резюме:
Вариантов использования современных сайтов, как инструментов бизнеса, много. Главное понять что сайт это не столько статичная страница в интернете, сколько набор динамичных инструментов реализации бизнес-процессов, в которых нужно постоянно работать.