Что такое SMART метод, давайте разберёмся
Гипотеза в маркетинге или в стартапе — это предположение о бизнесе, продажах, клиентах, которое может подтвердиться или получить опровержение в процессе исследования. Идея стартапа или маркетингового действия может казаться подходящей бизнесу в теории, но на практике может не сработать для продукта, аудитории или ниши компании. Для выбора эффективного пути развития компании, стартапа и в маркетинге используют методологию разработки и проверки гипотез. Один из наиболее эффективных подходов для формулировки гипотез, в том числе и для постановки целей для развития компаний, это метод SMART.
Формулирование гипотез по методу СМАРТ позволяет выбрать конкретные (реалистичные) действия, получить измеримые результаты, определить сроки и необходимые ресурсы для выполнения проверки.
SMART — метод постановки целей. SMART — цели.
- S — Specific — конкретной;
- M — Measurable — измеримой;
- A — Achievable — достижимой;
- R — Relevant — значимой;
- T —Time bound — ограниченной во времени.
Рассмотрим детально каждый критерий SMART для формулирования гипотез
Specific — конкретное предположение. Гипотеза по SMART должна быть конкретной, чтобы её нельзя было интерпретировать по-разному. Действие (решение) в гипотезе должно быть сформулировано конкретно и отвечать на вопросы «Что делать?» и «Что делать конкретно?» Все должны одинаково трактовать SMART гипотезу. При создании нескольких гипотез они должны проверяться по очереди, только одна одновременно.
Если предположение в гипотезе сформулировано не конкретно, то высока вероятность:
- что для проверки все побегут в разные стороны,
- будут разные интерпретации результатов.
Measurable — измеряемость результатов. Результаты проверки гипотезы должна измеряется количественно, чтобы можно было определить, насколько вы приблизились к результату. В противном случае проверить истинность гипотезы будет невозможно.
Achievable or Attainable — достижимость. Гипотеза должна быть достижимой и реализуемой. Гипотеза должна открывать новые возможности, а не становиться заоблачной планкой или технически невыполнимой. При формулировании гипотезы необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании. Если ресурсов для её достижения нет, она может только демотивировать команду. Задайте себе вопросы:
- Реально ли проверить гипотезу в установленные сроки?
- Что может помешать реализации гипотезы?
- Достаточно ли опыта и знаний команды?
- Что будет считаться хорошим результатом?
Relevant — значимость. SMART гипотеза должна соответствовать потребностям компании и трендам. Значимая гипотеза приблизит вас к достижению глобальных стратегических задач, получению значимых результатов действий.
- Какие преимущества получит компания после реализации гипотезы?
- Выбранная гипотеза соответствует стратегии компании?
- Что произойдет, если гипотеза будет опровергнута?
Time bound — ограниченность во времени. Оптимальный срок проверки SMART гипотезы устанавливается из конкретной необходимости действий и их сложности. Большой срок может привести к тому что гипотеза потеряет актуальность. Гипотезы с большим сроком проверки могут расфокусировать команду или быть реализованными конкурентами. Конкретный дедлайн помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Распространенные ошибки при создании гипотез по SMART методу
Завышенные ожидания
Реализация гипотезы должна соответствовать возможностям компании. Стремиться к лучшим показателям — хорошо, но это не значит, что нужно ставить перед командой невыполнимые цели. Проблема в том, насколько компания правильно оценивает свои ресурсы.
Нерелевантные цели
Реализация гипотезы должна вести компанию вперед и соответствовать общей стратегии. Если есть или планируется направление приносящее основной доход компании то в это направление и нужно вкладывать силы.
Отсутствие гибкости
При проверке гипотез многое может измениться: возникнут непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустят новый продукт или случится кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и адаптироваться.
Отсутствие мотивации
Над созданием и проверкой гипотез работают конкретные люди, поэтому важно учитывать человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные, выполнимые, проверяемые гипотезы.