You are currently viewing Product manager (Менеджер ИТ продукта) — кто это?

Product manager (Менеджер ИТ продукта) — кто это?

Продакт-менеджер в IT сфере отвечает, прежде всего, за создание и выход на рынок нового информационного или программного продукта компании. Фактически это управленец, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Зона ответственности продакт-менеджера зависит от сферы деятельности компании и поставленных целей. Обычно это: программно-информационный продукт, сайт, мобильное приложение, портал, платформа.

Давайте рассмотрим треугольник управления продуктом, который относится и к процессу его разработки и к дальнейшим активностям с ним.

На рисунке очень доступно показаны зоны ответственности продакт-менеджера — смотри в центр.

Приведу выдержки из статьи The Product Management Triangle Daniela Schmidta в переводе Daria Ryzhkova.

«В первую очередь следует отметить, кем не является менеджер продукта. Не смотря на то, что некоторые менеджеры продукта часто надевают шляпу разработчика, сама роль менеджера продукта не предполагает касания самого кода продукта. Обновление кода — это задача разработчиков. Тот факт, что человек, несущий наибольшую ответственности за продукт (менеджер продукта) не отвечает за разработку, является характерной особенностью продуктового менеджмента.»

От себя: За разработку продукта отвечает разработчик. Product manager отвечает за весь процесс и продукт в целом: за его создание, как продукта, функционирование, развитие и модификацию.

«Так что же делает менеджер продукта?

Менеджер продукта отвечает за здоровое взаимодействие и функционирование всех областей среды продукта.

Эта ответственность может быть разделена на две большие категории:

  1. Менеджер продукта должен определять и наполнять связями белые пятна между элементами продуктовой среды. То есть фактически управлять областями A, B, C. Если какая-то из связей пропущена, менеджер продукта либо сам формирует эту связь, либо находит способ ее восстановить. С этой точки зрения, менеджер продукта должен хотя бы на базовом уровне самостоятельно формировать связи вокруг элементов продукта, т.е. обладать широким спектром знаний, начиная от web-аналитики, заканчивая сопровождением клиентов и проектным управлением.
  2. Менеджер продукта должен синтезировать различные входные данные, влияющие на каждый элемент продуктовой среды, т.е. управлять областями синтеза AB, BC, AC. Менеджер продукта должен обладать необходимым бизнес-контекстом для каждого элемента: разработчикам нужно четкое понимание задач, пользователям нужны понятные сценарии использования продукта, бизнесу нужно четкое понимание ценности продукта для рынка. Синтезируя входные данные из различных областей, менеджер продукта создает и доносит до всех сотрудников компании эти сценарии и истории.

Эти две функции — по сути Инь и Ян продуктового менеджмента. Заполнение белых пятен наполняет систему: простраивая недостающие связи между элементам продуктовой среды, менеджер продукта добавляет системе недостающей ей сложности. Задача же в области синтеза — убирать лишнее. Менеджер продукта должен понимать все запутанные входные данные в продуктовой среде и оставлять от них только те, которые станут ключевыми и будут удовлетворять требованиям пользователей, бизнеса и разработки одновременно.

Я уверен, что приведенное выше определение менеджера продукта, будет верно всегда, независимо от компании и сценариев в продукте. Если вы не выполняете эти две функции, вы не являетесь менеджером продукта. Тем не менее, определение носит довольно общий характер. В рамках этих двух категорий находится огромное количество активностей, которые могут оказываться в зоне ответственности менеджера продукта в зависимости от ситуации.»

Как появилась профессия продакт-менеджера?

Каждая группа специалистов задействованных в проекте работает с продуктом в зоне своей ответственности. Если они взаимодействуют друг с другом сами — это часто приводит к недопониманию, разной трактовке. Самая распространённая коллизия дизайнер — программист, они просто говорят на разных языках. 

До какого-то момента IT-компании полагали, что маркетинг должен ставить задачи и контролировать, что делается именно то, что нужно потребителям. Но идеи от них зачастую приходили в весьма расплывчатой форме. Нужно было сужать определение до MVP желаемого продукта и делать его более точным. Для этого необходимо разбираться, кому этот продукт нужен, какие задачи он должен решать и как он должен выглядеть и работать.

Возникла потребность в людях, готовых взять на себя ответственность за весь жизненный цикл продукта и его сопровождение. Таких специалистов на рынке всё ещё мало. Это относительно новая профессия, ведь ещё лет пять назад про продакт-менеджеров мало кто знал, в отличие от, например, набиравших тогда популярность бизнес-аналитиков. 

Работу продакт-менеджера сейчас очень сложно переоценить при разработке разработке личных кабинетов или разработке программ и API для web и мобильных приложений.