Топ 20 причин провала стартапов

Стартап — не Олимпийские игры, участие не главное. Неофициальный девиз Олимпийских игр: «Главное не победа, а участие» — это не про стартап. Здесь главное — не только первыми добежать до финиша, но и выжить!

Примерно 90% стартапов терпят крах. И этот факт — главный ответ на вопрос: Почему нужно использовать концепцию «бережливого стартапа»?

Давайте рассмотрим причины провалов стартапов, их масштабирования, тиражирования и монетизации в области новых IT продуктов.

Топ 20 причин провала стартапов

Исследовательская компания CB Insights изучила 101 провалившийся стартап и выявила 20 основных причин провала. Знание этих причин должно помочь максимально обезопасить ваш новый проект. Это для тех, кто учится на чужих ошибках.

 

42% Не нужен рынку, отсутствие спроса, продукт не востребован

Самая основная причина. Это так называемая ловушка стартапера: стартапер занимается решением своих проблем, думая что это интересно всему рынку. Не достаточно изучив рыночный спрос, стартапы терпят неудачу, так как не решают рыночных проблем.

29%  Закончились деньги

Деньги и время стартапов ограничены. Потому важно правильно их распределить.

23% Неподходящая команда

Ошибки в подборе нужных специалистов, начиная с технического директора и (или) продакт менеджера.

19% Конкуренция

Когда идея интересна рынку, в её направлении может работать огромное количество конкурентов, игнорировать их нельзя.

18% Ценообразование/издержки

Ценообразование — один из аспектов, в котором сложно разобраться стартапам. С одной стороны стоимость товара или услуги должна покрывать издержки, а с другой — оставаться доступной клиентам. Необходим правильный выбор модели монетизации.

17% Недружественный для пользователя продукт

Многие стартапы сталкиваются с проблемами из-за того, что не прислушались к потребностям и желаниям пользователей. Продукт может быть чрезмерно сложным и непонятным для них.

17% Продукт без бизнес-модели

Бизнес-модель чрезвычайно важна. Если у компании только один канал или она не нашла способа заработать на продукте, то инвесторы вряд ли вложат в нее деньги. Единственный источник дохода может стать тем, что уничтожит стартап.

14% Слабый маркетинг

Еще один фактор, который часто недооценивается технологическими проектами. Для стартапа чрезвычайно важно знать и понимать свою аудиторию, уметь ее заинтересовать и превратить в клиентов. Многие основатели уделяют мало времени продвижению. Это огромная ошибка. Если о продукте никто не знает, то не важно насколько он революционный.

14% Игнорирование клиентов, покупателей

Еще один простой способ провалить стартап — не прислушиваться к отзывам пользователей. Многие проекты их или не собирают, или просто игнорируют. Неважно, что создателям их продукт кажется лучшим — важно, чтобы такое же мнение было у аудитории. Компании придется учитывать мнение клиентов и адаптироваться под их потребности.

13% Несвоевременный вывод продукта на рынок

Тут есть две крайности — продукт можно выпустить слишком рано или поздно. В первом случае решение может быть еще не до конца готово. Но команда, желая опередить конкурентов, выводит его на рынок. В итоге пользователи недовольны ошибками или недоработками. Вернуть разочаровавшихся клиентов очень сложно.

Другая сторона медали — довести продукт до совершенства. Ловушка перфекционизма. В итоге потеря времени и возможности закрепится на рынке.

13% Потеря фокуса

Часто бывает, что основатели переключаются на сторонние проекты, личные проблемы и другие моменты. В этом случае не поможет ни революционная идея, ни финансирование, ни отличная команда или интерес аудитории. Чтобы стартап добился успеха, основатели должны быть максимально сосредоточены исключительно на нем.

13% Разногласия в команде/с инвесторами

Даже если у основателей есть нужные навыки для создания MVP и успешного вывода продукта на рынок, стартап все равно может провалиться. Одна из причин — разногласия внутри команды. Они могут быть абсолютно разными, начиная с распределения ролей и заканчивая видением развития компании или продукта.

Это же касается и разногласий с инвесторами. Последние действуют по-разному. Некоторые практически не вмешиваются в развитие стартапа, а другие контролируют каждый шаг и пытаются заставить принять определенное решение.

10% Неудачный пивот

Пивот может как принести пользу, так и разрушить проект. Не всем удается превратить Burbn в Instagram. Часто после пивота компания начинает двигаться по совершенно неправильному курсу.

9% Нехватка увлеченности

Отличная идея не гарантирует успеха, если у основателей нет интереса или знаний об отрасли, в которой они намерены работать.

8% Неудачное местоположение, провал географической экспансии

Этот аспект играет важную роль по нескольким причинам. В первую очередь команде стоит согласовать концепцию продукта со страной, где он будет работать. Также проблема местоположения касается удаленных сотрудников. Для того, чтобы команда успешно работала удаленно, нужно найти эффективный метод коммуникации. В ином случае все может закончиться провалом.

8% Отсутствие финансирования/интереса инвесторов

Эта причина перекликается с целым рядом пунктов, начиная с недостатка средств и заканчивая проблемами с бизнес-моделью. Инвесторы тщательно взвешивают потенциал и состояние как проекта, так и команды. Получить от них деньги — непростая задача. Неудивительно, что часть проектов не способна заинтересовать венчурных капиталистов и бизнес-ангелов.

8% Юридические проблемы

Иногда стартап, который начался с простой идеи, неожиданно попадает в мир юридических проблем, авторских прав, которые не в состоянии решить.

8% Не использовали связи, сети

Сложно представить, что причиной провала некоторых проектов оказалось неумение коммуницировать. Оказалось, достаточное количество предпринимателей даже не обращались к инвесторам, которые имели нужные связи для развития проекта.

8% Профессионально выгорели, выдохлись

Основателю сложно соблюдать баланс в работе и личной жизни. Первое часто перевешивает, а потому шансы «выгореть» достаточно высокие.

7% Отказались от пивота

Отказ от пивота или быстрой отмены плохих продуктов, решений, а также увольнения неподходящих сотрудников может привести к гибели стартапа. Компания должна быстро реагировать на происходящее. Слепая приверженность плохому продукту или выполнение неудачных решений ведет к потере времени и денег.

Надеюсь эта заметка поможет вам избежать типичных ошибок при запуске проекта/продукта в жизнь. Или нивелировать их. И удачи вам и вашим стартапам!

Как проверить идею стартапа на жизнеспособность без вложений в разработку и маркетинг?